Консультация адвоката по уголовным делам услуги адвоката по уголовным делам цены на услуги. |

   Предисловие   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8   Приложения  1  

Процесс интегрированного планирования...



Динамический рыночный, технологический и экологический бизнес-портфель предприятия

55. Процесс интегрированного планирования продуктовой программы и потенциала (планирование полей бизнеса)
Исходным пунктом интегрированного планирования продуктовой программы и потенциала являются монетарные, материальные и социальные цели, сформулированные в процессе генерального целевого планирования:
на уровне предприятия в целом с использованием количественных и качественных методов анализа и прогнозирования необходимо разработать такие комбинации полей бизнеса с соответствующими региональными и функциональными стратегиями, при которых максимизируются ценность капитала (или ее прирост), целевые показатели, определяющие желаемую конкурентоспособность, и
реализуются установленные цели по периодам (например, результата и ликвидности);
посредством установления генеральной материальной цели для планирования продуктовой программы задается выбранная отрасль или подотрасль бизнеса. На основе общефирменной политики устанавливаются программные и стратегические характеристики. С точки зрения технической или рыночной родственности отдельных продуктов и полей бизнеса предприятие может сформировать однородную (гомогенную) или разнородную (гетерогенную) продуктовую программу со специфическими сегментами потребителей, соотношениями качество-цена, уровнями специализации производства. Далее для определения характера продуктовой программы могут быть также заданы конкретные пропорции между типами продуктов (инвестиционные товары (производственного назначения) и товары народного потребления), между группами потребителей (предприятия, индивидуальные потребители, государственные организации) или между оборотами по различным регионам сбыта;
генеральные социальные цели обусловливают прежде всего планирование потенциала, например выбор места размещения производств при организации нового производства или дочернего предприятия.
Задачей бизнес-планирования на уровне предприятия в целом является определение целевых позиций отдельных полей бизнеса в общем бизнес-портфеле предприятия. Такой бизнес-портфель показывает рыночную, технологическую и экологическую привлекательность каждого поля бизнеса, его относительные конкурентные преимущества и другие ключевые экономические параметры (рис. 56а). При ориентации развития предприятия на цели максимизации ценности капитала стратегическое позиционирование полей бизнеса и тем самым планирование роста или свертывания потенциала ориентируется на целевые показатели за период: результата и денежного потока, а также обеспечение приемлемого уровня риска полей бизнеса. При этом следует иметь в виду, что общефирменный бизнес-портфель должен быть в целом сбалансирован с точки зрения результата, денежных потоков и риска. Из-за возможности внешнего финансирования и необходимости сдвинутого по времени дефинансирования (возврат кредитов) проблема балансирования полей бизнеса должна рассматриваться во взаимосвязи с долгосрочным финансовым планированием.
Динамический рыночный, технологический и экологический бизнес-портфель предприятия

На уровне полей бизнеса для достижения запланированных по отдельным полям бизнеса целевых результатов следует разработать альтернативные варианты продуктовых программ и потенциала. Затем при помощи прогнозно-аналитических методов определить такую комбинацию продуктов и потенциала с соответствующими функциональными и региональными стратегиями, которая позволит оптимизировать ценность совокупного капитала каждого поля бизнеса или желаемые конкурентные преимущества с учетом достижения целевых показателей по периодам (оборота, денежного потока, результата, численности персонала).

Майкл Портер в этой связи выделил две базисные стратегии успеха для поля бизнеса: стратегию лидерства в издержках и стратегию лидерства в качестве продукта. Начальным пунктом для выбора базисной стратегии успеха является, с одной стороны, анализ динамики спроса, а также структуры и поведения конкурентов в значимых для предприятия отраслях или сегментах рынка, определяющих в совокупности привлекательность отрасли, рынка или рыночной ниши. С другой стороны, Портер исходит из результатов анализа процессов создания стоимости на предприятии, которые при соответствующем их формировании могут привести к обретению долгосрочных конкурентных преимуществ и тем самым к обеспечению относительно (по сравнению с конкурентами) сильных рыночных позиций. В основе разработки базисных стратегий успеха лежит ориентация на конкурентную среду, а также на возможности формирования процессов создания стоимости (ориентация на вертикальную интеграцию). Эти два фактора основа выявления рыночных шансов и рисков, а также относительно сильных и слабых сторон деятельности самого предприятия.

Для целей анализа, прогнозирования и планирования по каждому продукту может быть также проведено портфельное позиционирование (рис. 56б).



- Начало - - Назад - - Вперед -