Понятие, виды и цели установления трансфертных цен в концернах



1.4.1. Понятие, виды и цели установления трансфертных цен в концернах

Трансфертные цены, или внугриконцерновые расчетные цены между отделениями представляют собой действующие в рамках концерна стоимостные оценки (нормативы стоимости) продукции и услуг, передаваемых одним отделением другому. Эта продукция может состоять из поставок или временно передаваемых товаров, информации, прав, а также из различных видов выполняемых работ и оказываемых услуг. Рыночная цена образуется в результате игры спроса и предложения на рынке, а трансфертные цены - результат внутрифирменной оценки стоимости продукции.

Вид и величина цен, используемых в качестве трансфертных, определяются на основе целей, которые могут быть достигнуты при помощи этих цен. В рамках планирования и контроля, ориентированных на финансово-экономические результаты и ликвидность, трансфертные цены в концерне должны выполнять прежде всего две задачи:

  • с одной стороны, они должны достоверно свидетельствовать об эффективности деятельности отделений и тем самым служить инструментом оценки результатов работы этих отделений и их руководства;
  • с другой стороны, они должны использоваться в качестве полезных инструментов принятия ориентированных на конечные результаты решений и планирования в отделениях и штаб-квартире, в частности при:
    • калькулировании цен для внутренних и внешних партнеров по кооперации;
    • планировании продуктовой программы в рамках имеющихся мощностей;
    • планировании изменения продуктовой программы и мощностей;
    • принятии решений, касающихся балансовой и финансовой политики концерна.

В зависимости от преследуемых в каждом конкретном случае целей можно рассмотреть несколько способов определения трансфертных цен на основе издержек или рыночных цен.

С точки зрения подразделения-поставщика товаров и услуг целесообразно рассчитывать трансфертные цены на базе:

  • переменных издержек;
  • производственных издержек;
  • себестоимости;
  • рыночных цен;
  • цен, превышающих рыночные.

Трансфертные цены могут быть установлены либо только штаб-квартирой, либо по согласованию между штаб-квартирой и отделениями, либо только отделениями с учетом принципов внутриконцерновой ценовой политики. Трансфертные цены должны определяться в ходе обсуждений, например, между поставщиками и потребителями.

В зависимости от целей и ситуации с загрузкой мощностей трансфертные цены могут действовать и в течение одного, и в течение нескольких периодов, быть неизменными или гибкими.

В отличие от обычного, единого в правовом отношении предприятия передача продукции между отделениями внутри концерна является в юридическом плане коммерческим оборотом и, следовательно, выбор методов расчета и размеры трансфертных цен должны быть приемлемы для руководства концерна с точки зрения разрешенности законодательством и экономической целесообразности.



Содержание Назад Вперед