Портфельный анализ на уровне концерна



3.3.1. Портфельный анализ на уровне концерна

Необходимость комплексно рассматривать проблемы и связанное с этим видение рынка и рыночных позиций концерна требуют разработки портфельной концепции, позволяющей связать комплексный портфельный анализ с различающимися в зависимости от постановки проблемы видами детального анализа. На уровне концерна, его отделений и сегментов бизнеса наиболее целесообразно разрабатывать уже рассмотренные на примере функционально организованного предприятия рыночные, технологические и экологические портфели.

Анализ таких портфелей на уровне концерна должен проводиться только в агрегированной форме и во взаимосвязи с нижестоящими уровнями: отделениями и сегментами бизнеса, на которых возможны более детальный анализ и позиционирование отдельных продуктов и продуктовых групп в границах каждого поля бизнеса. При этом в качестве масштаба сравнения могут выступать оценки позиций, занимаемых продуктами конкурентов.

Интересную для международных концернов разновидность портфельного метода представляют страновые портфели, позволяющие с высокой степенью дифференциации представлять различные виды деятельности концерна с точки зрения их стратегической географической важности. Различают два варианта формирования и анализа странового портфеля.

Согласно первому варианту может быть разработан корпоративный портфель, объединяющий одновременно все продуктовые группы или стратегические поля бизнеса концерна. Каждая страна, в которой оперирует концерн, рассматривается как единица, позиционируемая в портфеле. Рассчитывается сумма оборотов по всем продуктовым группам концерна для каждой страны, и этот показатель сравнивается с соответствующим показателем сильнейших конкурентов на рынке каждой страны. Таким образом, можно определить первый портфельный критерий: относительную долю концерна на рынке в каждой из стран. Это делают при помощи лишь стоимостных оценок. Второй портфельный критерий - средний рост рынка в каждой стране. Комбинация этих двух показателей позволяет точнее определить стратегическую позицию концерна в каждой стране. Правда, этот подход целесообразен лишь для концернов с однородными продуктовыми программами или для одной продуктовой программы, сравнимой с соответствующими программами конкурентов. При подобном подходе можно объективно оценить географические регионы деятельности концерна для всех стран. Данный анализ позволяет выяснить, каковы страновые шансы и риски бизнеса концерна, и является исходным пунктом дальнейшего, более детального исследования.



Содержание Назад Вперед