Целевые направления дальнейшего...
3.1.5.3. Общеконцерновые функциональные стратегии
Оптимизаци производственных функций (НИОКР, производство, сбыт, логистика, управление персоналом, финансами, работа с общественностью и т.д.) означает оптимизацию ресурсов, которую в итоге следует проводить как на уровне стратегий полей бизнеса, так и на уровне стратегии концерна в целом.
В отдельных стратегиях полей бизнеса должны учитываться функциональные аспекты, так что на этом уровне на специфические вопросы относительно функций уже должен быть дан ответ, например:
- какую роль играет та или иная функци (допустим, технология или логистика) для соответствующего поля бизнеса?
- насколько мы конкурентоспособны при выполнении этой функции?
- какие основополагающие функциональные стратегические цели мы можем ставить и какие из них согласовывались бы со стратегиями развития наших полей бизнеса?
- что мы должны делать сами, а что передать на сторону?
- каково соотношение затрат и результатов?
Концентрированно на уровне всего концерна сначала должно быть принято решение относительно того, существует ли вообще за рамками бизнес-отделений возможность повышения эффективности выполнения той или иной функции, а тем самым и бизнеса, например, путем объединения или обмена ноу-хау, мощностей и т.д.
Цель реализации функциональных стратегий на уровне всего концерна, кроме того, - совершенствование процессов интеграции в концерне. Они включены в стратегии развития концерна и позволяют координировать выполнение соответствующих функций на различных уровнях управления.
До сих пор именно в этом смысле разрабатывались стратегии для таких функций, как управление персоналом, НИОКР, финансами и связями с общественностью. Для этого сначала в ходе многоступенчатого процесса необходимо было ответить на основные вопросы:
- какова задача соответствующей функциональной стратегии в рамках стратегии развития концерна?
- кто является участником процесса, кто - партнером по коммуникациям и согласованию, кто несет ответственность за принятие решений?
- какие специалисты нужны нам для выполнения этой задачи?
Оказалось, что изменения во внешней конкурентной среде, появление нового или непривычного стратегического инструментария, например разнообразных альянсов и совместных предприятий, ставят совершенно новые требования к функциональным сферам деятельности. Это относится как к оперативному уровню использования нового инструментария, так и к концептуальной стратегической постановке задачи. Часть этих требований не может быть выполнена только усилиями имеющегося резерва кадров в соответствующей функциональной среде: ведь не из каждого сотрудника традиционных планово-экономических служб получится современный специалист-контроллер и не каждый кадровик подходит на роль стратега в области персонала; как эффективно организовать процесс формирования функциональной стратегии? Основная предпосылка заключается в том, чтобы интегрировать стратегии функциональных сфер деятельности в стратегии полей бизнеса или концерна в целом. Из разработанных бизнес-стратегий вытекают и требования к функциональным стратегиям, которые прорабатываются поэтапно в такой, например, последовательности:
- определение целевых установок для соответствующей функциональной стратегии на уровне всего концерна (какую добавленную стоимость должно обеспечить решение на уровне концерна?);
- анализ фактического состояния выполнения функций;
- сравнение с конкурентами; определение "лучшего практика";
- выяснение необходимости проведения каких-то мероприятий и разработка главных направлений совершенствования выполнения функций;
- разработка функциональных стратегий, по возможности в нескольких вариантах;
- разработка конкретных мероприятий;
- реализация функциональных стратегий.