Предисловие   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8   Приложения  1  

Глава 6. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц


    Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий Введение
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий Введение Доктор Рольф А. Хансен, член правления АЕГ Даймлер-Бенц и председатель правления МТУ-Фридри...
    Этапы развития концерна
    h2>1. Этапы развития концерна Даймлер-Бенц С включением в концерн таких фирм, как МТУ (MTU), АЕГ (AEG), Дорнье (Dornier) и Мессер-шмитт-Бельков-Блом (МВБ), связано прежде всего вхождение на рынки б...
    Структура концерна
    h2>3. Структуризация функций как предпосылка дифференцированного предпринимательского управления Концепция создания этих центров позволяет на основе структуризации функций не только обеспечить обоз...
    Предпринимательская философия концерна Даймлер-Бенц [Введение]
    h2>4. Основная идея Интегрированного технологического концерна Даймлер-Бенц Реализация этой принципиальной идеи - генеральная стратегическая цель деятельности концерна. Из этого следует, что аспект...
    Потенциал концерна, обусловленный интеграцией в концерне
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 2. Предпринимательская философия концерна Даймлер-Бенц 2.1. Потенциал концерна, обусловленный интегр...
    Причем делается различие между...
    Причем делается различие между синергическими эффектами (возникающими преимущественно в рамках уже действующих хозяйственных структур) и эффектами, обусловленными новыми стратегическими организаци...
    Потенциал успеха, обусловленный...
    2.1.1. Синергические эффекты, возникающие в рамках существующих хозяйственных структур В этой связи имеют значение три вида синергических эффектов, которые возникают и действуют на уровне полей би...
    Центральный отдел НИОКР - пример...
    2.1.2. Эффекты, обусловленные новыми стратегическими организационными решениями Если описанные выше синергические эффекты возникают и действуют преимущественно в рамках существующих хозяйственных...
    Культура предпринимательства и целевая картина концерна
    h2>7. Концепции функционирования предпринимательски действующих структурных единиц в концерне Даймлер-Бенц...
    Философия и основные принципы управления в концерне
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 2. Предпринимательская философия концерна Даймлер-Бенц 2.3. Философия и основные принципы управления...
    Значение и этапы развития стратегического планирования в концерне Даймлер-Бенц
    3.1.1. Значение и этапы развития стратегического планирования в концерне Даймлер-Бенц В условиях рыночного хозяйства предприятие должно постоянно утверждать свои позиции в конкурентной борьбе. С у...
    Цели и условия стратегического управления
    Цели и условия стратегического управления Причем особое значение имеет то, что развитие концерна, включая и общую его стратегическую ориентацию, и развитие отдельных стратегий - динамический проце...
    Этапы реализации и совершенствования...
    3.1.2. Концепция стратегического планирования С развитием концерна Даймлер-Бенц возникла принципиальная потребность в регламентации стратегического планирования для отдельных структурных единиц: о...
    Общая концепция стратегического...
    3.1.3. Сегментация бизнеса Концерн Даймлер-Бенц, являясь крупным диверсифицированным предприятием, оперирует на большом числе рынков в разных странах, с самыми разными группами клиентов, предлагая...
    Стратегические поля бизнеса концерна Даймлер-Бенц
    Стратегические поля бизнеса концерна Даймлер-Бенц Сегментирование являлось необходимой предпосылкой для разработки соответствующих адекватных стратегий полей бизнеса, причем удалось четко разграни...
    Разработка стратегий полей бизнеса
    3.1.4.1. Разработка стратегий полей бизнеса На основе разностороннего опыта работы над проектами по разработке стратегий были созданы типовые формы реализации таких проектов, оказывающие сильное в...
    Организация разработки стратегии
    3.1.4.1.1. Организация разработки стратегии Поскольку стратегии полей бизнеса уже по своей сути предназначены для решения комплексных задач, то линейные организационные структуры, основывающиеся,...
    Принципиальная структура проекта...
    3.1.4.1.2. Процесс разработки стратегии Процесс разработки стратегии в части, касающейся содержания отдельных этапов и их последовательности, достаточно четко регламентирован. Выделяются основные...
    Процесс разработки стратегии
    Процесс разработки стратегии (а) Этап определения Этап определения - это этап подготовки к собственно проектной работе. На данном этапе фиксируют границы будущей работы над проектом и определяют п...
    Бизнес-планы как база для выбора...
    3.1.4.2. Ревизия стратегий полей бизнеса (периодическое стратегическое планирование) Систематизированный, комплексный подход к разработке стратегий в состоянии заметно повысить вероятность успеха...
    Элементы и задачи концерновой стратегии
    3.1.5. Элементы и задачи концерновой стратегии Задачей концерна является создание большей прибавочной стоимости, чем сумма прибавочных стоимостей его подразделений. Поэтому возникает необходимость...
    Элементы концерновой стратегии...
    3.1.5.1. Регламент бизнеса и распределение ролей Регламентом хозяйственной деятельности устанавливаются поля бизнеса, в которых концерн хочет оперировать. В настоящее время в концерне Даймлер-Бенц...
    Требования к ключевым полям бизнеса...
    Целевое улучшение исполнения роли Теперь правление концерна должно выяснить, насколько сбалансированы привлекательность установленных целевых позиций и связанный с их достижением риск, с одной сто...
    Концерновая стратегия как динамичный...
    Концерновая стратегия как динамичный процесс поиска равновесия между внутренними и внешними требованиями...
    Сбалансированность концернового бизнес-портфеля
    3.1.5.2. Сбалансированность концернового бизнес-портфеля Для обеспечения свободы и гибкости деятельности при одновременном учете шансов, связанных с будущим, на уровне концерна в целом необходимо...
    Сбалансированность концернового портфеля как стратегическое условие
    Сбалансированность концернового портфеля как стратегическое условие Требование стратегической сбалансированности касается структуры бизнеса, ресурсной базы (особенно технологической) и регионально...
    Целевые направления дальнейшего...
    3.1.5.3. Общеконцерновые функциональные стратегии Оптимизаци производственных функций (НИОКР, производство, сбыт, логистика, управление персоналом, финансами, работа с общественностью и т.д.) озна...
    Концерновые бизнес-стратегии
    3.1.5.4. Концерновые бизнес-стратегии Чтобы создать и использовать потенциал концерна, обеспечить его сбалансированность, необходимо разработать целостные стратегии для различных полей бизнеса. Эт...
    Глобализация деятельности концерна
    3.1.5.4.1. Глобализация деятельности концерна Рост рынков, создание крупных экономических блоков и интернационализация конкуренции стали важными факторами, давшими толчок к активизации деятельност...
    Оперативное поле разработки стратегии...
    3.1.5.4.2. Стратегические альянсы Глубокие динамичные изменения в мировой экономике привели к тому, что прежние пути приспособления к этим процессам, например преодоление технологических разрывов...
    Закрытые стратегические заседани правления концерна
    3.1.5.5. Закрытые стратегические заседани правления концерна По окончании ежегодной ревизии хода реализации стратегий во всех бизнес-единицах концерна в рамках системы периодического стратегическо...
    Отчет о ходе реализации концерновых стратегий
    h2>27. Инструменты стоимостного стратегического и оперативного планирования...
    Концепция оперативного управления
    3.2.1. Концепция оперативного управления Оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц базируется, как и стратегическое управление, на принципе управления по целям при одновременном саморегулиров...
    Увязка периодического стратегического...
    3.2.2. Производственный результат как главный показатель оперативного управления В системе оперативного управления в концерне Даймлер-Бенц главным инструментом является показатель производственног...
    Система сводного планирования и отчетности в концерне
    3.2.3. Система сводного планирования и отчетности в концерне Стратегическое и оперативное планирование образуют вместе интегрированную систему планирования на всех уровнях иерархии в концерне, кот...
    Процессы планирования и формирования...
    3.2.4. Оперативная отчетность Наиболее существенные результаты и показатели, получаемые в процессе ОП, обобщаются на уровне концерна в виде отчета о планировании, который представляется в правлени...
    Отчет об оперативном планировании...
    h2>33. Сопоставление план-факт и анализ отклонений на уровне всего концерна Кроме того, квартальные отчеты содержат ожидаемые значения показателей оборота, прибыли, текущих средств и задолженности...
    Стратегическое и оперативное управление...
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 4. Стратегическое и оперативное управление на уровне бизнес-отделения на примере концерна Мерседес-Б...
    Исходные положения
    4.1.1. Исходные положения Изменившиеся условия автомобильного бизнеса, например смена ценностных представлений, глобализация рынков при высокой интенсивности конкурентной борьбы и возможностях пре...
    Интегрированное управление - многофакторный подход
    4.1.2. Интегрированное управление - многофакторный подход При решении многообразных стратегических и оперативных задач целесообразно последовательно разделить их на задачи управления (планирования...
    Параметры интегрированного управления...
    4.1.3. Этапы интегрированного управления Чтобы решать комплексные задачи управления и регулирования согласно рассмотренным выше требованиям, на Мерседес-Бенц ЛА разработали трехкритериальную конце...
    Контроллинг как несущая конструкция интегрированного управления
    4.1.4. Контроллинг как несущая конструкция интегрированного управления Общая задача контроллинга - ориентация всех видов деятельности и решений на предприятии на результат (прибыль) и эффективное...
    Система показателей комплексного контроллинга
    4.1.5. Система показателей комплексного контроллинга В соответствии с различными срезами и этапами интегрированного управления необходимо разделить информацию, предназначенную для управления (план...
    Инструменты интегрированного управления в концерне
    Инструменты интегрированного управления в концерне В качестве масштаба оценки комплексности инструментария и информации, предоставляемых системой контроллинга, могут быть предложены следующие крит...
    Элементы стратегического и оперативного управления
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 4. Стратегическое и оперативное управление на уровне бизнес-отделения на примере концерна Мерседес-Б...
    Структуризация управленческих...
    4.2.1. Стратегическое и оперативное управление на уровне продуктов/рынков Для последовательной ориентации на потребителей продуктовому уровню управления придается решающее значение. На первом план...
    Продукты
    4.2.1.1. Продукты В рамках мероприятий по продуктовому планированию и разработкам приоритет в смысле содержательных и организационных установок имеют проекты создания новых продуктов по всем прави...
    Организация процесса создания...
    Формирование и корректировка целей по затратам...
    Рынки
    4.2.1.2. Рынки На уровне рынков действуют принципы управления, аналогичные тем, которые были показаны для уровня продукта. При освоении новых рынков, как правило, создается проектная организация,...
    Управленческая информация в разрезе рынков и продуктовых групп (модельных рядов)
    Управленческая информация в разрезе рынков и продуктовых групп (модельных рядов) Управление, ориентированное на прибыль, на базе согласования целей не может быть направлено только на изолированное...
    Расчет производственного результата
    4.2.1.3. Расчет производственного результата В системе контроллинга результата по периодам показатель производственного результата (ПР) рассчитывают на базе полных и неполных затрат. При этом в ра...
    Структура расчетов производственного результата (прибыли)
    Структура расчетов производственного результата (прибыли) Сумма покрытия I дает начальную информацию для оценки продуктовых групп/рынков и может быть использована прежде всего для анализа влияния,...
    Стратегическое и оперативное управление на уровне отделений
    4.2.2. Стратегическое и оперативное управление на уровне отделений На стратегическое и оперативное управление отделениями существенное влияние оказывают мероприятия и решения, принимаемые на вышес...
    Управление децентрализованными...
    4.2.2.1. Управленческие и коммуникационные связи Создание управленческих связей важно для разграничения задач, полномочий и ответственности на всех уровнях принятия решений. Поэтому в рамках реали...
    Создание и функционирование центров
    4.2.2.2. Создание и функционирование центров Создание организационных единиц (центров), несущих самостоятельную ответственность за результаты, служит прежде всего достижению или сохранению конкуре...
    Этапы создания центров
    Этапы создания центров Посредством анализа проясняют исходную ситуацию в данном подразделении. Здесь на первом этапе необходимо обеспечить транспарентность отношений между поставщиками и производи...
    Связи центра по поставкам/услугам
    Связи центра по поставкам/услугам Система управления разработана на базе данных анализа и имеет целью обеспечивать в центре определенную свободу предпринимательских действий. Связи между структурн...
    Расчет показателей успеха (эффективности работы) центра
    4.2.2.3. Расчет показателей успеха (эффективности работы) центра В рамках системы оперативного управления и регулирования работы центров расчет показателей эффективности этой работы является инстр...
    Внутрипроизводственные взаиморасчеты...
    Система планирования и отчетности...
    Стратегическое и оперативное управление на функциональном уровне
    4.2.3. Стратегическое и оперативное управление на функциональном уровне После того как одномерные, централизованные и функциональные структуры отошли на Мерседес-Бенц на задний план, возникла потр...
    Функциональные стратегии
    4.2.3.1. Функциональные стратегии При рассмотрении функции материально-технического снабжения главная задача состоит в необходимости оптимизации использования покупных материалов и сырья. Возможно...
    Инструментарий логистики
    4.2.3.2. Инструментарий логистики Оптимизация процессов логистики и тем самым затрат на нее возможна только при кооперации всех продуктовых центров. Здесь важно рассмотреть такие функции, как пост...
    Планирование и отчетность в рамках стратегического управления
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 4. Стратегическое и оперативное управление на уровне бизнес-отделения на примере концерна Мерседес-Б...
    Взаимосвязь видов планирования...
    4.3.1. Стратегическое планирование В концерне Даймлер-Бенц, следовательно, и на Мерседес-Бенц различают периодическое стратегическое планирование, т. е. ежегодно повторяющийся процесс, и стратегич...
    Процесс пересмотра стратегии Стратегические...
    4.3.2. Периодическое стратегическое планирование Поскольку для ПСП следует готовить квалифицированные стратегические решения, то к ним нужно предъявлять два основных требования: транспарентное пре...
    Определение стратегических позиций
    4.3.2.1. Определение стратегических позиций Принципиальную схему анализа, оценки и представления стратегической позиции бизнеса можно пояснить на рис. 49....
    Схема определения стратегической...
    4.3.2.2. Решение стратегических задач Для периодического стратегического планирования необходим перечень проектов, позволяющих придерживаться выбранных стратегий, прежде всего продуктовых и структ...
    Взаимосвязь полей бизнеса и проектов...
    4.3.3. Стратегические проекты Планирование стратегических проектов - многоэтапный процесс. Наименование этапов и их содержание различаются, естественно, в зависимости от вида проекта. Далее показа...
    Поиск идеи нового продукта
    4.3.3.1. Поиск идеи нового продукта Для усиления ориентации продуктового планирования, а значит, и процесса поиска концептуальных идей и разработки новых продуктов на достижение целей предприятия...
    Процесс управления проектами создания...
    4.3.3.2. Управление проектами создания новых продуктов Для управления каждым стратегическим проектом создания нового продукта в отделении ЛА Мерседес-Бенц формируется специальная проектная структу...
    Определение приоритетности проектов
    4.3.3.3. Определение приоритетности проектов Динамика развития и давление со стороны конкурентов приводят к тому, что все большее число проектов должно реализовываться параллельно, конкурируя за в...
    Критерии оценки проектов с учетом...
    Портфельная матрица проектов...
    Некоторые формы отчетности в рамках стратегического планирования
    4.3.4. Некоторые формы отчетности в рамках стратегического планирования Эффективность стратегического управления существенно зависит от возможности выявлять, представлять в наглядной форме с целью...
    Формы отчетности в системе периодического стратегического планирования
    4.3.4.1. Формы отчетности в системе периодического стратегического планирования Объектами отчетности в системе периодического стратегического планирования наряду со стратегическим полем бизнеса об...
    Динамика объемов рынков В портфельной...
    Относительное конкурентное положение...
    Формы отчетности по проектам создания новых продуктов
    4.3.4.2. Формы отчетности по проектам создания новых продуктов В процессе создания новых продуктов в отчетах, постоянно фиксируются сроки, степень завершенности и затраты. В зависимости от уровня...
    Сравнение новой и заменяемой моделей...
    Изменение затрат на создание автомобиля На рис. 59 сравниваются производственные затраты на создание новой и старой моделей автомобиля. Для сравнения необходимо было соответствующим образом трансф...
    Сравнение новой и заменяемой моделей
    Сравнение новой и заменяемой моделей...
    Планирование и отчетность в рамках оперативного управления
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 4. Стратегическое и оперативное управление на уровне бизнес-отделения на примере концерна Мерседес-Б...
    Возможности регулирования и согласования целей в рамках оперативного планирования
    Возможности регулирования и согласования целей в рамках оперативного планирования Из схемы видно, что оперативное планирование является связующим звеном между стратегическим и внутригодовым планир...
    Процесс оперативного планирования
    4.4.1. Процесс оперативного планирования Оперативное планирование - процесс, идущий снизу вверх в децентрализованных организационных единицах (например, на заводах и в центрах внутри страны, произ...
    Подсистемы оперативного планирования
    Подсистемы оперативного планирования Период разработки оперативного плана составляет примерно 7 месяцев. Причем составляют жесткий график с оптимальным согласованием процедур прохождения этапов и...
    Планирование продукции
    4.4.2.1. Планирование продукции Подсистема планирования изделий (номенклатурная программа) позволяет включить в план изделия, рассчитанные на пятилетний период (типы автомобилей, агрегаты и пр.)....
    Схема планирования продукции
    Схема планирования продукции...
    Планирование сбыта
    1.4.2.2. Планирование сбыта Задача в подсистеме планирования сбыта - определить на основе номенклатурной программы объемы продукции для отдельных рынков в краткосрочном периоде и согласовать цели...
    Схема планирования сбыта
    Схема планирования сбыта Базой для соответствующих мероприятий являются корректировки действующего плана сбыта, вызванные влиянием различных факторов и осуществляемые снизу вверх на уровне рыночны...
    Планирование производственной программы и мощностей
    4.4.2.3. Планирование производственной программы и мощностей Утвержденные планы сбыта трансформируются в программу производства автомобилей и, следовательно, программу производства агрегатов по за...
    Схема планирования производственной программы Схема планирования мощностей
    Схема планирования мощностей ченные из стратегического плана для базовых моделей автомобилей, о поточных линиях и суммарных мощностях. К располагаемым заводским мощностям относятся и фактически де...
    Инвестиционное планирование
    4.4.2.4. Инвестиционное планирование Инвестиционное планирование отражает потребность в инвестициях, необходимых для достижения запланированных результатов предпринимательской деятельности. Внутри...
    Схема инвестиционного планирования
    Схема инвестиционного планирования Оперативному инвестиционному планированию, имеющему целью упреждающее регулирование, предшествуют совещания представителей центральных отделов и децентрализованн...
    Планирование персонала
    4.4.2.5. Планирование персонала В рамках подсистемы оперативного планирования персонала определяют потребность в кадрах для выполнения производственных задач по временным, территориальным, количес...
    Схема планирования персонала
    Схема планирования персонала...
    Планирование затрат и выпуска
    4.4.2.6. Планирование затрат и выпуска Планирование затрат и выпуска служит для управления результатами (прибылью) и включает среди прочего согласование целей по затратам и выпуску, в том числе це...
    Планирование результата (прибыли)
    4.4.2.7. Планирование результата (прибыли) В подсистеме планирования прибыли обобщаются экономические результаты всех подсистем планирования. Задача данной подсистемы - своевременное согласование...
    Схема планирования результата (прибыли)
    Схема планирования результата (прибыли) Подсистема финансового и балансового планирования отражает результаты всех подсистем планирования в финансовом плане и плановом балансе. Она служит для оцен...
    Схема финансового балансового планирования
    Схема финансового балансового планирования Процесс оперативного планирования заканчивается представлением проектов всех разделов оперативного плана....
    Отчетность в рамках оперативного планирования
    4.4.3. Отчетность в рамках оперативного планирования Главная задача составления оперативной отчетности - отражение хода реализации целевых установок и соответственно мероприятий бизнес-отделения....
    Формы оперативной отчетности
    4.4.3.1. Формы оперативной отчетности В систему оперативной отчетности включаются отчеты о занимаемых стратегических позициях из периодического стратегического плана, продуктово-рыночной ситуации,...
    Продуктово-рыночная ситуация Изменение...
    h2>74. Сравнение плановых, фактических и ожидаемых значений показателей производственного результата После того, как на совещаниях по планированию с децентрализованными сбытовыми подразделениями бу...
    VI. Стратегическое и оперативное...
    VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий 5. Направления совершенствования стратегического и оперативного управления в концерне Даймлер-Бенц В...


- Начало -