Сбалансированность концернового портфеля как стратегическое условие
Сбалансированность концернового портфеля как стратегическое условие
Требование стратегической сбалансированности касается структуры бизнеса, ресурсной базы (особенно технологической) и региональной ориентации концерна.
Сбалансированность структуры бизнеса определяется следующими факторами:
- жизненным циклом продуктов в растущих и зрелых полях бизнеса;
- размером отдельных полей бизнеса;
- готовностью к риску, причем рассматривается соотношение имеющих высокие шансы, но рисковых, и менее выгодных, но зато относительно надежных полей бизнеса (например, подготовительные поля бизнеса по сравнению с освоенными ключевыми и специальными полями бизнеса);
- ориентацией бизнеса на сделки по продуктам и отдельным компонентам или комплексным системам;
- структурой потребителей в плане зависимости тех или иных полей бизнеса от групп потребителей (частных лиц, фирм, государственных органов) и отраслей.
Сбалансированность технологической базы определяется:
- использованием существующих развитых технологий и созданием необходимых в будущем ключевых и новых технологий.
Региональная направленность определяется:
- распределением полей бизнеса в зависимости от оборота и прибавочной стоимости по хозяйственным и валютным регионам с ориентацией прежде всего на обеспечение сильных экономических позиций на рынках стран триады.
Важной задачей концерновой стратегии является обеспечение дальнейшего развития концерна при сбалансированности приведенных выше факторов и с учетом изменений во внешней среде (рис. 22). При этом считается, что требование сбалансированности без ограничений действует только на уровне концерна в целом; отдельные поля бизнеса могут быть несбалансированными.