Инструменты стратегического планирования [Введение]
VII. Планирование и контроль в системе управления концерном Сименс
6. Инструменты стратегического планирования
[Введение]
Принятые в концерне инструменты стратегического планирования включают:
- план поля бизнеса и
- бизнес-план.
Оба плана имеют схожую структуру и включают следующие разделы:
- характеристику предмета бизнеса с описаниями изделий и технологий и разграничением сфер деятельности;
- анализ состояния внешней хозяйственной среды, раскрывающий "экономические правила игры" и тенденции изменений структуры рынков" потребителей, поставщиков, конкуренции, технологий, структуры издержек и стоимости, а также общих социально-экономических и политических условий. При этом анализ состояния внешней среды проводится под углом зрения возможностей получения прибыли в рассматриваемом сегменте бизнеса;
- анализ собственной компетентности, включающий сравнение сильных и слабых сторон поля/сегмента бизнеса с сильными и слабыми сторонами главных конкурентов и анализ способности добиться успеха в своем продуктово-рыночном сегменте;
- анализ возможностей для бизнеса. В этом разделе результаты анализа состояния внешней среды и собственной компетенции интегрируются и оцениваются при помощи ответа на вопросы типа: "Сколько можно заработать в рассматриваемой области бизнеса при существующих внешних условиях и уровне собственной компетентности?"
Ответ на этот вопрос позволяет разработать ключевые цели развития бизнеса. Эти цели, например достижение желаемой рыночной позиции или выбор в качестве приоритетных национального или мирового рынков, формулируются первоначально на качественном уровне, ранжируются по важности и преобразуются на следующем этапе в конкретные цели бизнеса; в разделе стратегий и планов раскрывается будущая политика поля/сегмента бизнеса в отношении конкурентных позиций и экономических результатов. В этом же разделе описываются мероприятия, ресурсы, важнейшие проекты, например в области НИОКР, производства и логистики. Для контроля устанавливаются сроки окончания важнейших этапов; ключевые финансово-экономические показатели ожидаемых от реализации стратегий и планов роста оборота, объемов используемых ресурсов (численность персонала, затраты на НИОКР, инвестиции) и доходов на пятилетний плановый период.