Определение стратегических позиций сегментов бизнеса
4.4.1. Определение стратегических позиций сегментов бизнеса
Стратегические позиции сегментов бизнеса оцениваются с точки зрения внутренних и внешних перспектив. С точки зрения внутренних перспектив по определенным критериям оцениваются собственные возможности и конкурентоспособность, а с точки зрения внешних перспектив анализируется привлекательность сегмента бизнеса, т.е. отрасли. Последняя характеризуется такими факторами, как:
- входные барьеры для новых конкурентов;
- интенсивность конкуренции;
- чувствительность к изменениям цен;
- опасность замещения продуктами-субститутами;
- сила влияния поставщиков.
На передний план здесь выступают три момента:
- критерии привлекательности или непривлекательности деятельности в том или ином сегменте бизнеса;
- требования к предприятиям, которые хотят успешно работать в этом сегменте бизнеса;
- шансы и риски коренного изменения состояния внешней среды фирмы.
И наконец, по результатам анализа выясняется, можно ли здесь в течение длительного времени зарабатывать хорошие деньги.
Для принятия решения необходимо сравнить результаты анализа привлекательности сегмента бизнеса с возможностями предприятия в этой сфере деятельности. Причем учитываются положение на рынке, преимущество и отставание от конкурентов в уровне издержек, технологий, организации сбыта и сервиса, а также имеющиеся ресурсы (людские, финансовые и т. д.).